Випадок з лікарської практики

03.10.2013
В середине 90-х годов прошлого столетия в нашей стране появилось одно из новых медицинских направлений – паллиативная и хосписная медицина, или система мероприятий направленных на улучшение качества жизни в финальном ее периоде.

Эта дисциплина уже давно известна за рубежом, но у нас она еще пока малоизвестна, хотя в своей жизни с ней сталкиваются многие. 

Некоторые люди воспринимают паллиативную медицину как что-то отдаленное, которое никогда не коснется его самого...

Известие о неизлечимой болезни может ворваться в обычную благополучную семью, изменить судьбу, разрушить жизненные планы. И тогда наступает момент осмысления, принятия или отрицания.

Хоспис – это определенная философия жизни и смерти, соединение медицинских и духовных усилий. Это концепция помощи не только больному человеку, но и его родственникам.

Хоспис – место, где больной не останется наедине со своей болезнью, не будет одинок в своих страданиях и переживаниях, здесь ему своевременно окажут необходимую медицинскую помощь, выслушают, пожалеют.

Женщина, о которой я хочу рассказать, не была пациенткой нашей больницы. Она пришла ко мне с просьбой принять на лечение ее мужа. Уже с первых минут общения было заметно, что женщина сама тяжело больна. Во время нашей первой встречи она рассказала только о том, что ее муж несколько лет назад перенес острое нарушение мозгового кровообращения, после которого остались тяжелые последствия. Так мужчина стал пациентом нашей больницы, а его жена тем человеком, о котором хочется писать и которого хочется приводить в пример.

После поступления больного к нам я обычно беседую с его родственниками более подробно. Они очень часто участвуют в лечебном процессе. С ними обсуждается план лечения, их учат особенностям ухода за тяжелобольным близким человеком. В результате таких общений я получаю информацию не только о болезнях, но становлюсь посвященной в семейные истории, в жизнь со своими проблемами, печалями, а нередко и маленькими радостями.

Пациент, который поступил в нашу больницу, нуждался в проведении симптоматического лечения и сестринского ухода. После инсульта он находился в каком-то своем, ином спокойном мире, его редко волновало происходящее вокруг. После нескольких встреч с его женой, с ней нельзя было не подружиться, от нее веяло добротой, теплом и милосердием. Во время своих визитов в больницу она помогала не только близкому для нее человеку, но и соседям по палате.

Но у этой хрупкой красивой женщины была своя очень горькая история, у нее несколько лет назад выявили опухоль кишечника, провели операцию, а теперь рекомендовали пройти курс химиотерапии, что и было причиной помещения ее мужа в нашу больницу. Таким образом, я стала свидетелем ее борьбы за собственную жизнь. 

Химиотерапия приносила нашей героине большие мучения. Наступил момент, когда у нее не было никаких сил проведывать своего мужа, но она никогда не забывала позвонить и спросить о нем. Период восстановления после «химии» проходил сложно, по телефону я поддерживала женщину добрым словом и давала рекомендации, как избежать и купировать отрицательные симптомы этой терапии.

Как только у нашей знакомой немного улучшилось самочувствие, она заговорила о том, что собирается забрать своего мужа домой. Но мы разрешили сделать это только после того, как ей станет лучше. И наступил момент, когда мы провели домой нашего пациента и его жену, понимая, что ей самой необходима наша помощь, и не могли себе представить, как она будет справляться с ним дома – эта, слабая физически, но сильная духовно, ЖЕНЩИНА!

Приближались новогодние праздники, в больницу пришел встревоженный сын наших героев и сбивчиво рассказал мне о том, что его мама прошла очередное обследование в онкодиспансере. Анализы и специальные исследования показали, что наступило улучшение в течении болезни. С этой хорошей новостью женщина торопилась на прием к своему врачу, но в один момент все разрушилось – ее сбила машина и с тяжелыми травмами она попала в больницу. Так мы снова приняли к себе в больницу ее мужа. 

Позже из беседы с сыном, стало известно, что после дорожно-транспортного происшествия моя героиня потеряла всяческую надежду на выздоровление, не хотела жить, у нее пропали душевные силы, вера в бога, наступила глубокая депрессия. Меня сильно волновало психологическое состояние женщины. Она долго и настойчиво боролась с грозной болезнью, но несчастный случай подкосил все ее внутренние резервы. Ей нужна была психологическая помощь и моральная поддержка. 

Многие знают, что все медицинские процедуры и назначения бывают бессильны, если у пациента нет желания и пропадает надежда на выздоровление. Начался новый период борьбы. Я посещала женщину в другой больнице, а после выписки из больницы звонила ей домой. Благодаря усилиям членов семьи, медиков, настроение медленно, но уверенно восстанавливалось. Происходили перемены в общем состоянии женщины, начал появляться интерес к жизни. 

Наступила весна. Однажды, проходя по коридору, я увидела, как моя героиня на костылях в сопровождении сына заходит в больницу. Невозможно словами передать те эмоции, которые охватили всех в тот момент. Это было одновременно и удивление, и восхищение, и радость. И это после сложных переломов костей таза, ребер, нижних конечностей! Захотелось позвать весь персонал больницы и показать эту героическую женщину. Ей было очень трудно передвигаться по ступенькам, но она уверенно шла к палате своего мужа. Моя героиня прекрасно выглядела, красиво оделась, подкрасила губки. Женщина пришла проведать своего мужа. Она шла на свидание! Наш пациент так и не понял, где и как долго была его жена. Он очень обрадовался ее приходу, как будто и не было расставания и жизненных испытаний.

Все, что происходило в жизни нашей пациентки можно назвать мобилизацией всех процессов восстановления организма. А если выразиться просто – ЧУДОМ! 

У женщины появился новый шанс на благополучную и счастливую жизнь. И все это благодаря ее силе воли и большому желанию забыть о болезни, внести изменения в свою судьбу. 

И снова настал день, когда мы провожали наших знакомых домой. 

Через несколько месяцев женщина сама позвонила мне с просьбой принять в нашу больницу ее мужа, аргументировав это тем, что она плохо себя чувствует. 

После госпитализации пациента, ко мне пришел их сын и рассказал плохую новость. После травмы у его мамы произошел рецидив заболевания, появился новый очаг новообразования. Это известие полностью убило оптимизм женщины, состояние стало резко ухудшаться, появился болевой синдром. Она не хотела своими переживаниями и стонами тревожить мужа. От нашей помощи ей самой, женщина отказалась. Она беспокоилась только о том, чтобы было все хорошо с ее мужем, который был беспомощным после инсульта. Находясь на финишном отрезке жизни, моя героиня сосредоточилась на себе, на своем состоянии, своих внутренних переживаниях, стремилась к уединению, и даже попросила своего сына как можно меньше находиться дома, чтобы он не видел и не слышал ее страданий. 

Жестокая болезнь со своими тяжелыми последствиями полностью поглотила ее организм. Женщина уже не могла бороться, но все равно терзалась вопросами «за что?» и «почему?». Постепенно угасая, героиня моего рассказа тихо и в одиночестве ушла из жизни. Теперь поддержка была необходима ее сыну, который после смерти матери находился в сложном психологическом состоянии. Ему надо было помочь справиться с непоправимой потерей. 

Пациент нашей больницы после смерти жены начал слабеть, его состояние ухудшалось и жизнь, как свечка постепенно догорела…

Атмосфера хосписа способствует тому, что между персоналом и больным порой складываются глубокие человеческие отношения, нередко уход из жизни пациента фактически равнозначен смерти близкого человека. Но с другой стороны, искренняя забота, поддержка и любовь способны творить чудеса и реально продлевать жизнь больных, и даже ставить их на ноги.

При любом, даже очень высоком уровне диагностики и лечения среди нас будут люди, которых нельзя спасти, но которым можно помочь.

Хоспис – показатель гуманности и ответственности общества. Это достойная жизнь до конца.

Инесса Чамлай, главный врач Херсонской областной больницы «ХОСПИС»